Жесткая конструкция




Кривые свода

  • Бортовые элементы

Бортовые элементы

линзы для глаз
Поэтому примерно 80% рабочей растянутой арматуры помещают в бортовых элементах, в том числе 60...70% площадки сечения данной арматуры ставят в нижней зоне бортовых элементов. При пролетах t 18 м для бортовых элементов рекомендуют применять напрягаемую продольную арматуру. Диафрагмы воспринимают опорное давление оболочки и передают его на колонны. В качестве диафрагм используют сплошные балки, фермы и арки с затяжками. Диафрагмы могут быть торцевыми и промежуточными, если покрытие является многопролетным. В местах примыкания оболочки к диафрагмам ставят дополнительную рабочую арматуру. Ее укладывают перпендикулярно диафрагме с целью восприятия местных изгибающих моментов Мх и Му по (6.14) и (6.15), возникающих из-за краевого эффекта оболочки. Здесь же действуют максимальные сдвигающие усилия QXy, а тем самым и главные растягивающие усилия Nu направленные под углом 45, поэтому в оболочке ставят наклонную рабочую арматуру. Монолитные оболочки, как правило, возводят гладкими. Промежуточные поперечные ребра устраивают лишь в местах наличия подвесных сосредоточенных грузов. Более правильно грузы подвешивать к бортовым элементам. Сборные оболочки устраивают из криволинейных панелей с продольными и поперечными ребрами. Оболочки также могут быть смонтированы из небольших гладких плит, изготовленных из легкого конструкционно-теплоизоляционного бетона. Монтаж оболочек является несложным при применении предварительно напряженных бортовых элементов, арматура которых натягивается на упоры до их бетонирования. Бортовые элементы устанавливают в проектном положении и подпирают временными монтажными упорами.